Государственное устройство и участие граждан в политической жизни страны от Артема Козлюка

В настоящее время демократическое устройство является наиболее консенсусным построением политического и государственного строя в России. Но при этом мы считаем, что демократический строй нуждается в обновлении и смене ориентации с обслуживания потребностей бюрократической и управленческой машины на потребности как общества в целом так и на отдельного гражданина в частности. Представительная форма демократии дискредитировала себя в глазах гражданского общества. Реализация же прямой, непосредственной формы демократии в настоящее время в своей радикальной форме преждевременна. В качестве компромиссного варианта, который может консолидировать российский народ и легитимизировать властные полномочия общества мы предлагаем широкомасштабно привлекать граждан России к принятию решений на всех уровнях государственного устройства: муниципалитета, региона, страны. При этом прямое принятие решений граждан сопроводить возможностью динамического делегирования своих прав другим лицам с сохранением права безапелляционного отзыва своего выданного полномочия. Данную форму государственного устройства в настоящее время возможно реализовать с использованием информационно-коммуникационных средств. Именно такое построение отношений государства и общества мы видим и обозначаем его термином “прямая электронная демократия” (далее — прямая ЭД). Реализация и внедрение инструментов прямой ЭД должны осуществляться по следующим принципам: — ОТКРЫТОСТЬ. Разработка системы ЭД возможна только совместно государством и обществом и под непрерывным контролем граждан, с обязательными общественными обсуждениями и голосованиями по всем ключевым вопросам построения и функционирования системы ЭД. — ПРОЗРАЧНОСТЬ. Гражданам должна быть понятна суть работы и функционирования системы ЭД без обладания специальными техническими навыками, а выбранным самим обществом экспертам, информационным комиссарам (омбудсменам) и комиссиям должен быть предоставлен доступ к открытому программному коду системы ЭД для избежания манипуляции им. — КОНТРОЛЬ. Общество должно иметь инструменты контроля над действиями разработчиков системы ЭД, чиновников и административного персонала в процессе ее функционирования. — ОБСУЖДЕНИЕ. Все ключевые вопросы построения системы ЭД и ее изменения должны в обязательном порядке выноситься на общественное обсуждение. После которого должно быть сформировано консенсусное суждение по данным вопросам и выставлено на всеобщее голосование. — ПОЛНОМАСШТАБНОСТЬ. Только всеобъемлющая реализация самых различных инструментов и механизмов ЭД может дать гражданам право реализовать свои властные полномочия в полном объеме. Набор данных инструментов необходимо сформировать совместно. — ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО. Весть процесс законотворчества и его внедрения должен быть реализован в системе ЭД: формирование рабочих групп или выдвижение гражданских инициаторов, разработка законопроекта, экспертные заключения по нему, всеобщее общественное обсуждение, голосование и утверждение законодательных актов. — КОНКУРЕНТНОСТЬ. Разработка и внедрение системы ЭД должна быть поручена разработчику, который будет выбран на конкурсной основе. Лучшие разработки должны быть представлены населению для обсуждения и тестирования. — ВЛИЯНИЕ. Гражданин должен видеть каким образом обрабатывается и учитывается его мнение при его работе с системой ЭД. Отношения между субъектами в системе ЭД должны носить правовой и юридически значимый статус. — ДОВЕРИЕ. Сохранение персональных данных пользователей системы ЭД и его надежная идентификация. Сохранение тайны голосования и свободы принятия решения гражданином. — ПОДОТЧЕТНОСТЬ. Все действия государственных лиц и привлеченных с их стороны специалистов должны быть строго регламентированы в системе ЭД, носить публичный и подотчетный обществу характер. Все данные в системе ЭД (за исключением персональных) должны быть представлены в открытом виде, машиночитаемом формате и не носить закрытый для копирования лицензионный характер. — ДЕЛЕГИРОВАНИЕ. Каждый из нас не является экспертом во всех областях жизнедеятельности государства. Но каждый из нас имеет право на свое суждение и выбор своей позиции. И гражданин, безусловно, вправе делегировать свои полномочия принятия решения по тем или иным вопросам другим лицам с возможностью немедленного отзыва у них этого права в любой момент.Таким образом происходит динамическое делегирование своих полномочий, когда сам гражданин решает кому он может их отдать и на какой период. При этом у него остается возможность полностью отказаться от делегирования и принимать решения самолично. — ИНФОРМИРОВАНИЕ. Особое внимание необходимо уделить широкомасшатбному информированию граждан о их правах и возможностях при реализации своих конституционных прав через систему ЭД. Должна быть реализована государственная программа по бесплатному обучению граждан пользованию системой ЭД. — ДОСТУПНОСТЬ. Реализации права граждан на равный, шаговодоступный и бесплатный доступ к системе ЭД через которую они будут осуществлять прямое принятие решений. Ни один человек не должен быть дискриминирован из-за отсутствия у оного информационно-коммуникационных средств и вследствие этого отсутствия доступа к системе ЭД. При отсутствии реализации вышеизложенных принципов, сама система прямой ЭД может быть дискредитирована в глазах граждан и останется неполноценным инструментом избранных лиц. В рамках данной системы прямой ЭД каждый гражданин России сможет реализовать свои права в разных сферах государственного и политического устройства страны: выступить к примеру как законотворец или как контролирующий орган, как создатель политического движения или как полноправный участник в обсуждении законопроектов, как инициатор референдума так и голосующего по нему, как делегат группы лиц, которые ему доверяют или как делегирующий свои полномочия именно тем лицам, которым, как он считает его представляют. Именно такое государственное и политическое устройство мы считаем справедливым, прогрессивным и нацеленным на человека. Мы будем добиваться, чтобы права и свободы человека были высшей ценностью в России. Мы будем требовать, чтобы государство стояло на защите прав и свобод граждан. Мы на практике реализуем конституционное право народа быть единственным источником власти и осуществим его без устаревшего института представительского посредничества и дискредитирующей себя сложившейся в нашей стране избирательной системы. Каждый из нас гражданин России. Каждый из нас уже избран во власть. Оставлять комментарии по тексту можно здесь: http://docs.google.com/document/d/1LvLPoEmkJGAH3M7q06u7Q99nBf7ziEoepgW498pIpS8/edit