Четвертый день весь мир, в том числе, члены и сторонники Пиратской партии России, наблюдают за событиями в Екатеринбурге, где жители города ведут неравную борьбу с олигархами и их охранниками-спортсменами за сохранение сквера в центре города.
Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Пиратская партия России последовательно выступает за соблюдение прав и свобод людей, в том числе за соблюдение права на выражение собственного мнения путём референдумов и других форм прямой демократии.
Мы видим, что многие силы используют протест в целях самопиара, не понимая контекста происходящего.
Четвертый день весь мир, в том числе, члены и сторонники Пиратской партии России, наблюдают за событиями в Екатеринбурге, где жители города ведут неравную борьбу с олигархами и их охранниками-спортсменами за сохранение сквера в центре города.
Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Пиратская партия России последовательно выступает за соблюдение прав и свобод людей, в том числе за соблюдение права на выражение собственного мнения путём референдумов и других форм прямой демократии.
Мы видим, что многие силы используют протест в целях самопиара, не понимая контекста происходящего.
Краткий экскурс в историю вопроса.
Представители крупного бизнеса, формирующего основные налоговые поступления в бюджет Свердловской области, местная Екатеринбургская епархия русской православной церкви и другие заинтересованные лица, второе десятилетие пытаются убедить жителей города, что храм святой Екатерины непременно должен быть размещён в центре города на самом видном месте, так как, по их мнению именно в честь святой Екатерины назван Екатеринбург, что не соответствует исторической действительности. Согласно Указу о наименовании Екатеринбургом крепости, построенной на реке Исети, имя городу дано в честь императрицы Екатерины I.
Первый раз поставить жителей столицы Урала перед фактом пытались в 2010 году. Тогда храм хотели построить на историческом месте взорванного в 1930 одноимённого храма. В настоящее время на том месте расположена площадь Труда с фонтаном, Екатерининской часовней и кучей зелени, что для центра Екатеринбурга уже тогда было чем-то экологически необычным. Проблема “историчности” места в том, что окружение со времён старого храма почти полностью изменилось: с двух сторон храм окружают конструктивистские здания Большого Свердловска. Попытка установки вылилась в один из первых массовых народных беспартийных сходов нулевых годов. Благодаря жителям города и общественникам, в том числе, на тот момент депутату Екатеринбургской городской думы Леониду Волкову. По итогам народного схода проект храма был на долгое время заморожен, а губернатор сменил место работы.
Второй раз эпопея с “сердцем Екатеринбурга” приняла скандальный характер в 2016 году. Тогда сторонники храма решили, что, раз противники строительства выступают против уничтожения зелени, очевидным решением будет уничтожить пруд. Был предложен проект лубочного храма, копирующего храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Храм должен был располагаться на насыпном острове в мини-заливе городского пруда, стать центральным объектом панорамы центра и, при этом, закрыть конструктивистское здание стадиона “Динамо”, панораму Екатеринбург-сити и уменьшить пруд. Попытка уничтожения привела к массовым народным сходам и обниманию пруда. Сходы были максимально мирными, позитивными и, что самое главное, объединяли множество людей самых разных взглядов, в том числе, религиозных.
В 2016 залив был спасён, но пруд всё ещё находится в опасности, потому что нынешнее предполагаемое место строительства находится на противоположном берегу. Сквер возле театра Драмы, на который с 2018 года покушаются строители храма, примечателен тем, что это единственная зелёная облагороженная зона на этом берегу. В радиусе километра, если не считать дворы жилых домов, большие газоны закатаны в асфальт, а пешеходные зоны с красивыми видами отсутствуют. На стороне строительства есть храм Большой Златоуст в 760 метрах, церковь Александра Невского в 850 метах и ранее упоминаемая часовня на площади Труда, посвящённая святой Екатерине, в 880 метрах.Также под зоной возможного строительства проходит ветка метро, уходящая далее под пруд. Переход конфликта на федеральный и мировой уровень связан с попыткой увековечить себя в связи с празднованием 300-летия города.
Зачем мы всё это пишем?
Горячая фаза конфликта продолжается не 4 дня, а с 2016 года. Многие люди не понимают, почему жители Екатеринбурга собираются больше двух и пытаются отстоять свои права на общественное пространство именно таким способом. Кто-то называет людей проплаченными детьми-навальнистами, кто-то — террористами и виновными в расстреле отрекшегося от престола императора бесами, кто-то использует другие эпитеты.
Попытка отстоять общественное пространство законными способами началась с момента появления информации о строительстве. Собирались подписи о референдуме, были попытки участвовать в общественном обсуждении и торгах за сквер. Подписи были проигнорированы, на общественных обсуждениях слово было за спортсменами застройщиков, назначение земли под сквером было изменено без обсуждения, торги завершились победой нужной организации, конкурентом которой была другая нужная организация.
Таким образом, любые демократические подходы к решению вопроса, не предполагающие “стенку на стенку”, были проигнорированы одной из сторон, что вылилось сначала в мирный протест и словесные перепалки только со спортсменами застройщика, формальным общением между сторонами конфликта при модерировании губернатора, потом — в утренний приход полиции к тем, кого по каким-то причинам считают организаторами, подвоз лояльной полиции из других городов, значительное расширение охраняемой зоны, увеличения и крепления забора, а также в жёстком задержании десятков участников схода и провокациях.
Не смотря на с каждым днём увеличивающуюся степень остроты конфликта, в народном сходе всё ещё продолжает участвовать множество сторонников сквера, а также сторонников строительства храма, ведущих мирный диалог с протестующими в самой гуще событий.
Мы призываем застройщиков принять волю народа и обсудить возможное место строительства храма, не задевающее интересов нынешних и будущих поколений людей и не уничтожающее природу. Мирных сторонников строительства храма — продолжать спокойный и адекватный диалог непосредственно на месте событий.
Мы призываем всех неравнодушных подписать петицию о проведении референдума https://www.roi.ru/52715, а соответствующие органы власти — провести честный и свободный референдум, даже если петиция не наберёт необходимого количества голосов.
Участников народного схода мы просим быть вежливыми друг к другу, проявлять поддержку и взаимопомощь, делиться едой и водой, обеспечить приемлемое для онлайн-трансляций интернет-соединение и фиксировать каждый момент протеста, соблюдая безопасность и анонимность окружающих.